Памяти Георгия Андеевича Десятова посвящается

Автор
Опубликовано: 2358 дней назад (13 октября 2017)
Редактировалось: 2 раза — последний 15 октября 2017
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вступление
Мою работу я посвятила юнгам Балтики, потому что хочу рассказать об одном краснофлотце, Десятове Георгии Андреевиче, - отце моей школьной учительнице по истории и культуре Санкт - Петербурга, Ольги Георгиевны Пильцер.
Юнга!
Есть что-то волнующее в этом коротком слове. На флотском языке юнгой называется подросток, готовящийся стать матросом. Практически это юный моряк, вместе с опытными товарищами преодолевающий все тяготы походной жизни, готовый в любой момент ринуться навстречу опасности. И нередко бывает так, что от штатного флотского специалиста он отличается только возрастом.
Знакомясь с фотоматериалами и документами из домашнего архива учителя, я поняла, как тесно связана история нашей страны с судьбами каждой семьи. Прошло много лет, а память о тех героических и трагических днях жива. Кортик, боевые награды, письма, фотографии, справки из госпиталя – это вещи, которые всегда будут бережно хранить близкие люди, гордясь боевым прошлым своих предков.
На военном флоте юнги существовали с давних пор. Многие бывалые моряки, видные флотоводцы начинали свой путь с этого скромного звания.
До войны, Георгий учился в роте юнг при Школе боцманов Военно-Морского Флота, созданной в 1940 году на острове Валаам.
Школа боцманов, располагавшаяся на острове Валаам в Ладожском озере, с началом войны оказалась на ее переднем рубеже. Когда развернулось наступление немецко-фашистских войск на Ленинград, Георгий Андреевич участвовал в обороне ладожских островов, в эвакуации окруженных частей Красной Армии, затем в боях 4-й отдельной бригады морской пехоты на знаменитом Невском «пятачке» и в обороне Советского Заполярья.
Рядовым краснофлотцем он прошёл всю войну. Испытал голод блокады, был неоднократно ранен в боях. За доблесть и мужество был награждён медалями Ушакова, «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орденом Красной Звезды.
В июне 1945 г.Г.А. Десятов принимал участие в параде Победы на Красной площади в Москве.
Подвиг юных защитников Родины стал одним из проявлений массового героизма советских людей, поднявшихся на великую народную войну против фашистского нашествия.

Глава 1. Георгий Десятов — юнга Балтики

Георгий Андреевич Десятов родился в Стрельне в 1922 году. Он был из морской офицерской семьи. Его отец, Андрей Кузьмич, преподавал в Высшем Военно-морском инженерном училище им. Ф.Э.Дзержинского.
До войны Жора учился в роте юнг при Школе боцманов ВМФ на острове Валаам. Покидая Ленинград в 1940 г., Жора, проплывал на пароме поселок Дубровка. Не думал и не гадали тогда ни он, ни его товарищи, что именно здесь через год придется им идти в бой с одного берега Невы на другой, чтобы утвердиться на маленьком участке земли, который войдет в историю под звучным, запоминающимся именем Невский «пятачок».
Как пишет В. Кодин в статье «Они любили море» в газете «Ленинградская правда» за 6 ноября 1971 г.: «…Это были мальчишки, ещё недавно гонявшие голубей. Ещё недавно они играли в Чапаева, Папанина, и Щорса. Мир вставал перед ними чудесным видением. Но больше всего они любили море. Море, корабли, капитаны, матросы. Голубые просторы, чайки над быстрой волной, буруны, бегущие за кармой, вот что овладело навсегда их воображением, вот почему они устремились в роту юнг, избравшую своей базой этот изумительный остров Валаам…».
В канун войны 19-летний Георгий Десятов вместе с другими юнгами изучал тактику сухопутного боя, рыл окопы, учился стрелять... Разумеется, изучали штурманское и парусное дело, ходили в походы по неугомонной Ладоге.
Тревожное слово «война» юнги услышали от связного, когда совершали шлюпочный поход вокруг острова Валаамского архипелага. Командование острова немедленно организовало его оборону. Многим из юнг ещё не исполнилось и семнадцати лет. Однако они были готовы принять бой. Курсанты и юнги были переодеты в форму морской пехоты. Интенсивно строили береговые укрепления, бомбоубежища, укрытия, несли боевую службу на постах, патрулировали по острову, часами укрываясь в секретных засадах, отражали огневые налёты авиации врага.
Тяжёлые бои развернулись на берегу Ладожского острова. Противник беспрерывно атаковал советские войска в районе Сортавальского полуострова, который расположен вблизи острова Валаам. Враг, имея превосходство в живой силе и технике, стремился полностью замкнуть кольцо блокады Ленинграда.
Курсантам и юнгам Валаамской школы был дан приказ: наряду с обороной острова помочь эвакуировать наши части с побережья на остров Валаам. В короткий срок были приведены в готовность все плавсредства, способные принять бойцов, раненых, оружие, снаряжение. Задача была сложной – в воздухе имел превосходство враг… Кораблей не хватало, и пришлось использовать парусно-моторные учебные суда – шхуны «Учёба» и «Практика». Самолёты врага то и дело носились над тихоходными, слабоманевренными судами. Израненные экипажи боролись за спасение кораблей, метким огнём разили самолёты. Стойкость, храбрость, умение и мужество победили. Целая дивизия была успешно эвакуирована.
Валаам стал маневренной базой Ладожской военной флотилии. Сюда прибыла 4-я морская бригада под командованием генерал-майора Ненашева. На острова, расположенные близ материка, были высажены десанты морской пехоты, которые приковывали к себе часть войск врага, оказывая этим помощь нашим бойцам на берегах Ладоги. Валаам оставался неприступной твердыней. Ни десанту врага, ни его разведке так и не удалось тогда проникнуть на остров.

Глава 2. На Невском пятачке

В сентябре 1941 года успешно и скрытно прошла по приказу командования эвакуация острова. Долгое время враг об этом ничего не знал. С острова Валаам юнги прибыли в бухту Осиновец и на следующий день от станции Мельничный Ручей со всем необходимым боевым снаряжением (пулемёты, автоматы, винтовки, патроны, питание) пешком совершили 50-километровый путь до Невской Дубровки, а ранним утром вместе с бойцами морской пехоты форсировали Неву.
Юнги спустились к небольшой речке Дубровке, взяли на плечи шлюпки донесли их к Неве. Наконец шлюпки на воде. До противоположного берега было больше полукилометра. Течение Невы быстрое. Не успели перевалить за середину реки, как ночную тьму прорезала зелёная ракета. Это означало, что противник обнаружил десант. Юнги навалились на вёсла. Умелый манёвр рулевых – и шлюпки уже у вражеского берега. Молодые моряки стремительной лавиной обрушились на врага. Фашисты не ждали такого стремительного броска. Это были отборные подразделения гитлеровских парашютистов, почти все они были награждены «железным крестом» за штурм острова Крит. На юных смельчаков фашисты обрушили шквал огня. Особую опасность представлял вражеский танк. Прикрывшись бронёй, фашисты вели из танка сильный пулемётный огонь.
Быстро оценив обстановку, комсорг роты Николай Милосердов и юнга Николай Бар, прижимаясь к земле, поползли в сторону танка, и в него полетели связки гранат. Дрогнула земля от взрыва – замолчал подбитый танк. А через минуту вновь открыл огонь, но теперь уже из него стреляли по фашистам юнги.
В разгар боя был смертельно ранен командир роты коммунист Павловский. Юнги поклялись отомстить за него врагу. В бой юнг повели курсанты школы - комсомольцы Алексей Белоголовцев, Дима Коваленко и Николай Ивашкевич.
В гущу противника, в его передовые окопы, первыми ворвались юнги Виктор Шишкин, Георгий Десятов, Иван Парфёнов, Леонид Перепич. Гитлеровцев кололи штыками, глушили коваными прикладами, взрывали гранатами, косили пулемётным огнём.
В сражении на Невском пяточке юнги потеряли много боевых товарищей. Там погибли комсомольцы Борис Воробьёв, Миша Борох, Миша Артамонов, Алексей Костыренко и другие. Юнги никогда не забудут семнадцатилетнюю героиню Невского пяточка Зою Аверину – отважную санитарку морского отряда. Юнги похоронили её под берёзой возле берега.
В результате дальнейших боёв моряков и воинов Невской оперативной группы на левом берегу Невы был отвоёван плацдарм – небольшой кусочек советской земли: по фронту около трёх километров и вглубь метров пятьсот – шестьсот.
…Когда отгремели бои, с «пятачка» был взят кубический метр земли, и оказалось, что в нём содержится 98 килограммов металла. Нет в Ленинграде человека, пережившего блокаду, который не слышал бы о Невском пятачке.

Глава 3. «…Война гуляет по России, а мы такие молодые!»

"Я всегда готов по приказу Рабоче–Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических. Республик..." (Из текста Военной присяги Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота)
Рядовым краснофлотцем Г.А. Десятов прошёл всю войну, участвовал в обороне Ленинграда, сражался в 4-й отдельной бригаде морской пехоты на Невском пяточке и в Заполярье.
Георгий был неоднократно ранен в боях. Об этом свидетельствует одна справка из семейного архива: «С 09.X.1941 - 30.XI.1941 Г.А. Десятов находился на излечении в ВМЧ № 2 по поводу осколочного ранения».
В августе 1943 года Георгий Десятов был награждён медалью «За оборону Ленинграда».
До конца войны служил на крейсере «Мурманск» Северного флота. «Черной смертью» фашисты называли наших моряков в годы войны, так как там, где воевали краснофлотцы, врагам приходилось очень туго. Особенно немцы боялись рукопашного боя, ребят на Северный флот отбирали высоких, крепких, выносливых и отчаянных.
За участие в морских операциях Георгий Андреевич был награждён медалями - «Медаль Ушакова», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Орденом Красной Звезды.
Георгий Десятов имел честь принимать участие в параде Победы на Красной площади в Москве в июне 1945 г. Это была огромное счастье и гордость для всех его близких!
Надпись на обороте Фотографии из семейного альбома: «В память о Москве в дни парада «Победа. Я с другом Андреем с крейсер «Мурманск» С.Ф. прибыли в Москву на парад «Победа» над Германией - 24.VI.1945г».
Воспоминанье в семье о параде были всегда. Когда по телевизору показывали запись с парада Победы 1945 года, его вдова, Валентина Михайловна, всегда показывала строй и плакала. Среди моряков Северного Флота победным маршем шёл её муж, Жора.

Заключение

После войны Георгий Андреевич до 1960 года преподавал в Выборгской школе юнг в звании капитан-лейтенанта. В семейном альбоме много фотографий этого времени, где Георгий Андреевич обучает курсантов морскому делу. Волей судеб, у Ольги Георгиевны под Выборгом на Саймонском канале находится дача. Она часто проезжает мимо старинного финского здание с двумя большими якорями у главного входа. Там после войны находилась морская школа, где служил её отец.
Сохранился депутатский билет Георгия Андреевича. В 1953 году Десятов Г.А. был депутатом Выборгского Городского Совета депутатов трудящихся Ленинградской области № 147.
Сохранилось удостоверение о том, что капитан – лейтенант - запаса, Георгий Андреевич Десятов, уволен из кадров Вооружённых сил ССС 23.09.1960 года. В августе 1961 году его награждают медалью «За безупречную службу вооружённых силах СССР»
С 1960 года и до смерти Георгий Андреевич жил в Ленинграде. В 1965 году у него родилась дочь – Ольга Георгиевна. Работал он на партийной и хозяйственной работе на разных предприятиях города.
Он вёл переписку и встречался с однополчанами, ездил на встречи в музей на Невском плацдарме, писал воспоминания о юнгах Балтики. О войне с семьёй говорил мало, видимо, воспоминания были тяжёлые. Сохранилось письмо 1976 года, написанное Леонидом Волынцевым, юнгой школы боцманов ВМФ. Леонид пишет Георгию, что в Ленинграде создана секция юнг Балтики, где готовится к выпуску книга «Юнги Краснознаменной Балтики». Их боевой товарищ, Василий Кодин, собирает материал для сборника. Георгия Андреевича просят поделиться военными и послевоенными воспоминаниями. Вдова Георгия Андреевича, Валентина Михайловна, рассказывала дочери, что в изданной книге «Юнги Краснознаменной Балтики» (Сборник воспоминаний - Л.: Лениздат, 1981г.) есть материал и об её отце. Книга, к сожалению, после смерти Георгия Андреевича не найдена. Материалы сайта Нахимовского училища дают представление об этом сборнике.
Георгий Андреевич был интересным человеком - играл на рояле, знал арии из оперетт, много читал.
Умер Георгий Андреевич Десятов в 1978 году, когда Ольги Георгиевне было 12 лет. Похоронен Георгий Андреевич вместе со своим отцом на Волковском православном кладбище.
Вечная ему память!
Без сомнения, юнги Краснознаменной Балтики станут примером для поколения моих сверстников ребят. Примером, достойным подражания.



Работа выполнена на основании семейного архива О.Г. Пильцер — дочери Г.А. Десятова, содержащего документы, письма, воспоминания Г.А. Десятова, статью бывшего юнги с острова Валаам в газете «Ленинградская правда» за 5.11.1971 г. «Они любили море».
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!