Л О М О Н О С О В С К О Е Мореходное училище ВМФ 14 - Глава VII. Образование морского колледжа

Автор
Опубликовано: 3215 дней назад (6 июля 2015)
0
Голосов: 0
Глава VII. Образование морского колледжа
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан 1 ранга Горбунчиков Юрий Ильич, 1939 года рождения вступил в должность начальника училища 29.12.1987 года. Выпускник Тихоокеанского ВВМУ 1963 года прошел нелегкий служебный путь от лейтенанта до капитана 1 ранга. Юрий Ильич хотел стать подводником, но судьба распорядилась иначе. После окончания первого курса ВВМУПП им. Ленинского комсомола его перевели для дальнейшего обучения во Владивосток. Первые назначения: командир МПК-90, затем командир МПК-65, затем начальник штаба – заместитель командира 62-го отдельного дивизиона противолодочных кораблей Северного флота (1974). Став командиром 81-й бригады судов обеспечения тыла Северного флота, Юрий Горбунчиков не раз ходил в Средиземное, Карибское море, к берегам юго-западной Африки. Совместно с сослуживцами и экипажами судов обеспечения он успешно осваивал передачу оружия и боеприпасов кораблям и подлодкам во льдах Арктики. Имея огромный служебный опыт, и зная возможности судов обеспечения, Горбунчиков понимал важность и значение выпускников Мореходного училища ВМФ. Он назначается заместителем начальника ЛМУ по учебной работе – начальником учебного отдела, а затем становится начальником училища.

В 1989 году в газетах был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 годов». В 1990 года стало ощущаться ухудшение отношения к армии со стороны правительства. Политические события в стране приносили все новые идеи и изменения. Состоялись II и IV съезды народных депутатов, учредительный съезд компартии России и, наконец, – XXVIII съезд КПСС. Страна вступила в смутное время перемен. Введение должности Президента СССР и роспуск Совета министров, исключение из Конституции СССР статьи о руководящей роли Коммунистической партии подорвали основу управления государством. Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев начал проводить демократические преобразования, которые коснулись и учебных заведений.
Страницы текущей прессы пестрели подкупающими новизной заголовками. В июле 1990 года в газетах печатают Программное заявление XXVIII съезда КПСС под общим заглавием «К гуманному демократическому социализму». Рядовым членам партии становится не совсем понятно, почему предыдущий социализм был не гуманный? Откуда возник кризис общества? Оказывается, что до 1990 года люди в СССР жили в каком-то другом обществе, которое является теперь чуждым. Бред прямо какой-то. Горбачев явно лукавил, пытаясь убедить людей, к какому обществу они стремятся. « Суть политики перестройки, - говорил Генсек с трибуны Дворца съездов, - состоит в переходе от авторитарно-бюрократического строя к обществу гуманного, демократического социализма. Это хотя и трудный, но единственный верный путь к достойной жизни, к реализации материального и духовного потенциала страны.». В качестве экстренных мер по выходу из кризиса предлагалось изменить договор о союзе республик, осуществить нормализацию потребительского рынка, стабилизировать денежное обращение, сократить затраты на оборону и т.п.
Судя по фотографиям со съезда, многие военачальники Министерства обороны явно не питали симпатии к тому, о чем говорилось на съезде. Чувствовалось, что Горбачев предает идеалы, завоеванные революцией и победы в Великой Отечественной войне. НАТО ликовало, празднуя победу в «холодной войне», считая, что Советский Союз не вынес экономического прессинга. За словами Генсека стоял развал и анархия. КПСС теряло свой контроль над государственными структурами, а, следовательно, и над управлением государством, которое научились уважать западные страны.
Так на основании решения Госкомитета СССР по образованию и приказа МО СССР от 19 марта 1991 года Ломоносовское Мореходное училище ВМФ преобразовано в Ломоносовский Морской колледж ВМФ. Слово «колледж» иностранного происхождения и означает высшее или среднее учебное заведение в Англии, США и других странах. От переименования практически ничего не меняется. Эти вопросы решает Москва, где идет возрождение космополитизмом – буржуазной теории, требующей отказа от национального суверенитета и проповедующей безразличие к родине и национальной культуре. Командование и педагогический совет училища пытаются понять смыл изменений, но не находят ответа. Суть перехода к многоступенчатому образованию выглядела странно на уровне стройной советской системы, которой так завидовали за рубежом.
Изменения предусматривали ликвидацию Военно-морского цикла, что вызвало недоумение у многих преподавателей. Это значило, что выпускники больше не будут аттестоваться на звание младшего лейтенанта, подлежат призыву на срочную военную службу.
Финансирование вооруженных сил затормозилось. Люди не понимали, что происходит. Денежная реформа, проведенная Егором Гайдаром – внуком знаменитого писателя Аркадия Петровича Гайдара привела к отпусканию цен на продукты питания. Цены стремительно взлетели вверх, быстро превратив в прах накопления граждан, нажитые нелегким трудом. Начались перебои с выплатой денежного довольствия офицерам и зарплаты служащим колледжа. Начался период выживания, который был равносилен блокаде Ленинграда.
Капитан 2 ранга Сергей Михайлович Крылов был назначен начальником РТЦ в 1991 г. Он заменил ушедшего в запас капитана 2 ранга Виктора Лобко, который несколько переслужил сроки, определенные приказом МО СССР о прохождении воинской службы. Сергей Михайлович не собирался долго задерживаться в Морском колледже. Его отец – начальник управления связи ВМФ вице-адмирал М.М.Крылов к этому времени уволился в запас. Сергею хотелось пересидеть «смутное» время в тихой и спокойной атмосфере под защитой вспомогательного флота. Люди начали уходить в бизнес. Коммерческая деятельность стала приносить неплохие доходы. Во всяком случае, на фирмах в отличие от военных организаций заработную плату выплачивали регулярно.

27 сентября 1991 года начал работу Чрезвычайный XXII съезд ВЛКСМ. На повестке дня единственный вопрос: «О судьбе ВЛКСМ». Съезд принимает решение о самороспуске организации.
В результате преобразования Мореходного училища в Морской колледж ВМФ был ликвидирован цикл Военно-морской подготовки. Учебное заведение потеряло право присваивать выпускникам звание офицера запаса. По сути дела колледж превращается в сугубо гражданское учебное заведение. Юрий Ильич, как и многие офицеры и преподаватели, не мог понять, зачем надо менять привычное слово «училище» на английское - «колледж». Август 1991 года показал, что страна серьезно больна и находится на грани развала. Разобраться в том, где истина, где – ложь трудно. На занятиях курсанты ведут себя вяло. Многие лекции превращаются в политические дискуссии. Курсанты задавали вопросы о будущем государства, но никто не мог на них ответить. Горбунчикову идет 51-й год, и он подает рапорт об увольнении в запас.

От капитанов судов вспомогательного флота поступает информация об эвакуации Таллиннской Военно-морской базы. Начинается интенсивное движение судов на трассах Ленинград – Таллинн и Ленинград – Калининград. Командование Балтийским флотом ставит задачу передислоцировать учебный центр из Палдиски в Сосновый Бор Ленинградской области. В решении этой задачи принимают участие курсанты ЛМК ВМФ, распределенные на практику на суда обеспечения. Вскоре эвакуации подверглись ВМБ, расположенные в Риге и Лиепае. Бегство русских из стран Прибалтики напоминает события августа 1941 года. На судах обеспечения вывозят все, что угодно, включая рояли, пианино, художественные ценности. Все это осуществляется на глазах людей, которые выражают негативное отношение к тому, что происходит в стране.
В начале августе 1991 года приемная комиссия колледжа заканчивала работу. В учебном отделе подводились итоги набора. Конкурса практически нет. Приняли тех, кто не сумел поступить в высшее учебное заведение. Зачисленных курсантов быстро переодели в форму и направили на уборку урожая. Члены приемной комиссии отправились в отпуска. Колледж опустел и находился под охраной дежурного офицера.
Телефонограмма, подписанная командиром Лен.ВМБ, пришла в ночь на 17 августа. В ней предписывалось повысить боевую готовность, усилить охрану колледжа и обеспечить сохранность оружия и боеприпасов. Дежурный по колледжу тут же позвонил Горбунчикову. Город Ломоносов спал, и только в редких домах светились окна.
23 августа радио сообщило об аресте членов ГКЧП и назначении Министром обороны Евгения Шапошникова. В колледже перекрестились, командование направилось в колхоз проверять уборку урожая курсантами. Ни о какой боевой готовности не быть и речи. Никто не понимал, что происходит? Юрий Горбунчиков позвонил командиру Лен.ВМб и пытался выяснить обстановку. Ответ был коротким: «Слушайте радио».
1 сентября 1991 года появилась директива № Д-54 «О практических мероприятиях по прекращению деятельности политорганов в Вооруженных Силах», а на следующий день № 53 «Об особенностях работы с военными кадрами на современном этапе». Директивы предписывали постоянным аттестационным комиссиям рассмотреть персонально каждого офицера на предмет увольнения из ВС по возрасту, отделить не желающих служить, от тех, кто намерен продолжать службу.

Цель, которую преследовали эти директивы, заключалась в том, чтобы объединить, обучение, воспитание и морально-психологическую подготовку личного состава в единый орган, создать систему социально-правовой защиты и ввести юридическую службу. На самом деле, это была ширма, за которой решался вопрос развала армии и флота. Ликвидация политорганов создавала хаос, который был выгоден верхушке людей, захватившей власть в государстве. Курсанты ликовали, освободившись от гнета политработников. «Инженеры человеческих душ» собирали чемоданы.
7 декабря 1991 года Украина, Белоруссия и Россия подписали договор, согласно которому Советский Союз аннулируется, союзные законы не действуют, прекращают функционирование структуры управления. Так развалился когда-то «великий и могучий» Советский Союз.


Последний памятный поход по местам боевой славы

26 августа 1991 года командиры Ленинградской и Таллиннской военно-морских баз утвердили план мероприятий, посвященных 50-летию прорыва кораблей Балтийского флота из осажденного немцами Таллина в Кронштадт. В состав отряда входили: учебный корабль «Смольный», исследовательское судно «Академик Крылов», учебное судно «Луга», морской тральщик «МТ-179», морской тральщик «Костыгов» и малый противолодочный корабль «МПК-228».
26 августа отряд прибыл в столицу еще Советской Эстонии и стал на рейде в районе 3132, где в 1941 году стоял крейсер «Киров». Отряд возглавлял командир Лен. ВМБ вице-адмирал В.Селиванов. Командира Лен.ВМБ встречал начальник штаба Таллиннской ВМБ контр-адмирал Гаврилов А.В. На борту УК «Смольный» план мероприятий был уточнен. Штаб отряда, ветераны, гости и представители прессы в количестве 100 человек перешли с ИС «Академик Крылов» на УК «Смольный». В обратном порядке перешли курсанты ВВМУ им. Ленинского комсомола. Ветераны-преподаватели Мурашко, Морфицин, Завгородний, Сергеев и курсанты ЛМУ ВМФ оставались на учебном судне «Луга».

27 августа планировались историко-патриотические мероприятия. Состоялось возложение венков к памятнику В.И.Ленина и к памятнику погибших кораблей в годы Великой Отечественной войны. После возложения венков ветераны пошли осматривать город, зашли на Вышгрод, откуда открывался прекрасный вид на город и Таллиннский рейд, где стояли корабли отряда. «Мессершмидты» не летали над головами, как в 1941 году. Таллинн был опрятен и свеж. Русскую речь можно было услышать чаще эстонской. Но в универмагах уже чувствовалось некоторое пренебрежение к людям русской национальности. «Тере, тере (Здравствуй, здравствуй)» еще звучало по дружески, но глаза эстонцев уже не светились былой любовью и уважением.
За формирование экскурсионных групп отвечали подполковник Л.Малков и капитан 1 ранга К.Шопотов. Для ветеранов выделили автобус ПАЗ. Группа №1 направлялась на подводную лодку «Лембит», которой во время войны командовал Матиясевич. Вторая группа посещала музей ДКБФ. Через час группы менялись, что позволяло осмотреть экспозиции обоих музеев. В состав групп входило по 20 человек ветеранов и по 10 курсантов. Командование Таллиннского гарнизона уделило ветеранам 30 минут для встречи в доме Офицеров флота. Далее состоялся обед и просмотр фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. Героизм и предательство шли в одну ногу. Ветераны молчали, прекрасно понимая, что и через 50 прошедших лет им никто не скажет правды. Одним из немногих людей, кто прислушивался к ветеранам, был контр-адмирал в запасе Лебедько В.Г. Его отец, военврач, одним из последних покидал Таллинн в 1941 году. Ему довелось попасть на транспорт «Казахстан», когда немецкие мотоциклисты ворвались в порт и стали расстреливать из пулеметов всех, кто метался по пирсу. Крейсер «Киров» находился на рейде и обстреливал город из своих тяжелых орудий. Огрызались огнем береговые батареи островов Аэгна и Найссар. «Казахстан» терпеливо ждал окончания погрузки, чтобы войти в историю Советского ВМФ и стать единственным транспортным судном, которое достигнет Кронштадта ценой тяжелых потерь.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Венки на море. Таллин 1991 г

28 августа 1991 года отряд покинул Таллин. Никто из ветеранов не знал, что они покидают Эстонию навсегда и оставляют события пятидесятилетней давности в совсем другом временном пространстве. Командир Лен.ВМб вице-адмирал В.Селиванов и контр-адмирал А.Гаврилов — командир Таллинской ВМб дружески распрощались, у всех впереди наступало другое время. Оно формировалось в Москве под аплодисменты Ельцину и шарканье ног бывших у власти членов правительства, которые, как и большинство людей, были не согласны с развалом Советского Союза. Мнения этих людей никого не интересовали. Политический переворот в России можно было считать свершившимся фактом.
Отряд построился в строй каравана. Впереди шел малый противолодочный корабль, за ним два тральщика, УК «Смольный», ОИС «Академик Крылов» и учебное судно ЛМУ ВМФ «Луга». За мысом Юминданина в воду полетели заранее припасенные венки. Именно с этого места началась трагедия Балтийского флота. Корабельное радио захлебывалось от пропаганды, взятой из Боевой летописи ВМФ, ветераны поминали погибших, курсанты вели учебную прокладку курса, а судомеханики обслуживали механизмы. У острова Родшер в воздухе появились самолеты. На УК «Смольный» объявили воздушную тревогу, зенитные орудия ощетинились стволами, пытаясь нащупать реактивную авиацию ДКБФ.
Остров Гогланд, стоянка на якоре. В бухте Сууркюла-Лахт – митинг у памятника погибшим. У обелиска белая мраморная плита, на которой начертано, что здесь похоронен контр-адмирал Святов. Он командовал отрядом прикрытия, вывозил умерших и спасал живых. Сейчас он среди умерших, а сколько их там захоронено никто до сих пор не знает. Скромный обелиск, обнесенный якорной цепью, будет вечно хранить свою тайну.
С острова Лавенсаари (Мощный), разрезая волну, навстречу каравану вышли торпедные катера. На кораблях сыграли учебную боевую тревогу. Торпедная атака завершилась маневрированием катеров. Вице-адмирал В.Селиванов по радиотелефону поблагодарил катерников за отлично проведенные учения.
В 22.00 29 августа корабли стали на якоря у мыса Флотский. Малый противолодочный корабль и тральщики ушли в Кронштадт. У приемного буя Ленморканала светились яркими гирляндами огней корпуса торговых суда, стоящие на рейде. Впереди слабым светом призывал к бдительности Толбухин маяк. Ярким лучом бил маяк на Красной Горке. Команды спали, и только вахтенные несли свою нелегкую морскую службу.
30 августа УК «Смольный» и ОИС «Академик Крылов» ошвартовались в Средней гавани города Кронштадт. Учебное судно «Луга» ушло в военную гавань города Ломоносов. Утром на Якорной площади состоялся митинг, посвященный окончанию похода. Вице-адмирал В.Селиванов в митинге не участвовал. Он срочно отбыл в Ленинград.
Комментарии (2)
Михаил # 27 сентября 2022 в 16:12 0
Имел честь служить с Ю.И.Горбунчиковым в 81 брсо.
Кирилл # 20 апреля 2023 в 16:45 0
Был курсантом ЛМК ВМФ с 1991 по 1995 год. Небольшая поправочка. На тот момент начальником РТЦ был капитан 2 ранга Грошев. В остальном кому интересно могу многое рассказать про жизнь колледжа в этот период. Многое могу рассказать про преподавательский и офицерский состав. Никакого негатива про них не вспоминается, только теплые слова благодарности. Являлся лично участником событий когда курсантам начали вручать повестки и забирали из учебных аудиторий прямо с уроков в военкоматы. Писать на почту moroz-ka74@yandex.ru